Интерьеры старинного особняка Бремме запечатлели до начала работ по его реконструкции

Последние месяцы особняк Бремме на 12-й линии В.О., 41 реконструируют / приспосабливают для современного использования. Сейчас со здания снята обшивка, сохраняется сруб, над которым возведен защитный короб.

В ХVIII — нaч. ХIХ века на этой территории существовала обширная усадьба с деревянными жилыми домами, службами и парком. В первой половине ХIХ века на этом месте уже существует дом, в 1851 г. перестроенный архитектором Н. П. Гребёнкой. В 1897-1898 гг. на участке появляются кирпичные корпуса Фабрики масел, красок и эссенций «Братья Бремме», а в 1906 г. архитектор В. С. Карпович перестраивает жилой дом для нужд владельца фабрики Э.Э.Бремме. Здание получает классицистический резной декор и майоликовое панно, изготовленное в мастерской «Гельдвейн и Ваулин».

Помимо того, что особняк является одной из старейших сохранившихся деревянных построек Петербурга, он ценен для города тем, что в годы блокады в нем при Фармацевтической фабрике располагалась витаминная аптека, спасшая жизни многих ленинградцев. Неравнодушные петербуржцы ежегодно проводят памятные мероприятия у стен дома и приносят цветы.

В 2000-е годы территорию хотели застроить гостиничным комплексом, ради которого были снесены краснокирпичные корпуса фабрики масел, красок и эссенций «Братья Бремме», предварительно снятые с государственной охраны. Позже застройщик ЗАО «Профит Хаус СПб» уступил территорию компании AAG, которая в лице ООО «Бреммер-Хаус» уже в последние годы продолжила подготовку к реализации проекта застройки. Противоаварийными работами и последующим восстановлением памятника занимается ООО «Прайват Реконстракшн» эксперта и бывшего сотрудника КГИОП Максима Филиповича.

Еще несколько лет назад особняк Бремме планировали разобрать до основания ввиду неустранимой аварийности и возвести на его месте новодел, однако после вмешательства экспертов и градозащитников инвестор согласился на сохранение подлинных конструкций сруба и их реставрацию без переборки. Однако в последней историко-культурной экспертизе на проект вновь фигурирует информация о необходимости переборки.

Май 2022. Интерьеры демонтированы. Из материалов экспертизы.

В ноябре 2021 г. специалистам СПбГО ВООПИК во главе с М. И. Мильчиком удалось провести фотофиксацию интерьеров дома до их демонтажа. Однако фотофиксация в упомянутой недавней экспертизе показала, что большинство внутренних элементов, в том числе и перекрытия, демонтированы. Деревянная лестница уцелела, но возможно лишь на время и только из технических соображений.

Тамбур главного входа с 12-й линии.

На момент съемки в интерьере частично сохранялись подлинные оконные и дверные заполнения с фурнитурой, которые собственник обещал сохранить и отреставрировать, деревянный тамбур при входе с 12-й линии.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Интерьеры до демонтажа. Ноябрь 2021 года.

К тому моменту со двора и торцов особняка были установлены леса, частично снята обшивка, начинался внутренний ручной демонтаж перегородок. Осмотр сруба со снятой обшивкой показал его в большей степени удовлетворительное и ремонтопригодное состояние.

По итогам фотофиксации деталей были составлены их описания с предложением для застройщика сохранения и реставрации. Однако к мнению специалистов не прислушались – согласно экспертизе в перечне работ указана замена заполнений на новые по аналогу.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Интерьеры до демонтажа. Ноябрь 2021 года.

«Градозащитный Петербург» продолжит следить за судьбой уникального особняка.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Юлия Рыбина