Петербургских витражей остаётся всё меньше

Публикуем отклик об очередной утрате ценных витражных стёкол кандидата искусствоведения, куратора проекта «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация» Татьяны Княжицкой:

В жилом доме по адресу Рузовская ул., 19 сохранился ансамбль витражей начала ХХ века. На момент инвентаризации в сентябре 2021 года на парадной лестнице витражи имелись в четырех окнах: на промежуточных площадках 1-2-го, 2-3-го, 4-5-го и 5-6-го этажей. Все витражи находились в верхних частях окон, в раме фрамуги, в удовлетворительном состоянии.
В августе 2021 года волонтерская ячейка «Гэнг» инициировала реставрацию витража на площадке 1-2-го этажа, для которого была заново сделана утраченная слева часть по образцу сохранившейся.
Эти витражи представляют собой ансамбль в стиле модерн, характерный для эпохи начала ХХ века. Для витражных полотен использован богатый ассортимент цветных и бесцветных стекол: кафедральных, с фактурой «Muranese» и «Pattern B».
Эти витражи не атрибутированы, информации о производителе нет. Судя по особенностям стекол, они выполнены в одной из петербургских мастерских.
Этому дому повезло больше других – в нем витражи сохранились и сохранились в удовлетворительном состоянии. Им требуется консервация и уход, возможно, реставрация, но сам факт их сохранности – большая удача для Петербурга.
В исторической жилой застройке нашего города осталось совсем немного витражных ансамблей с подобной сохранностью. Те фрагменты, которые остались во фрамугах, в основном целые, без крупных выбоин и утрат. Их ценность обусловлена как тем, что они являются настоящими произведениями искусства высокого художественного уровня, так и их местонахождением в оригинальной городской среде – именно в том доме, для которого они были созданы. Они являются частью изначального архитектурного замысла и входят в систему внутреннего и наружного убранства здания.
Каждое историческое здание в С.-Петербурге – это структурированное целое, своего рода мир, продуманный от целого до мелочей, до деталей, которые лишь на первый взгляд могут казаться незначительными. Каждый элемент в здании, каждая связь с окружающим пространством и людьми, несет не только декоративную, но и смысловую нагрузку, и прежде всего для жителей, которые самим фактом своего проживанию включаются в эту сферу и являются ее частью подобно тому, как человечество со всей своей деятельностью является частью экосферы планеты.
Общеизвестно, что в городах фокусируются достижения культуры – того, что является фундаментом человеческого бытия не на уровне физиологии, а на уровне сознания, душевной и духовной потребности. Культура, все разнообразие ее проявлений – это то, что отличает людей от животных, то, что двигает нас по пути эволюции вида homo sapiens – человека разумного.
Включенность в городскую жизнь предполагает для каждого жителя не только использование исторического наследия для своей жизни и в своих интересах, но и обеспечение преемственности через накопление, хранение и передачу информации от одного поколения к другому, в том числе информации через материальные объекты. Так возникает причастность человека к исторической памяти, формируется связь между людьми не по горизонтали эпохи, а по вертикали времени – от прошлого к будущему.
Витражи – самая уязвимая часть этого большого наследия.
Их уничтожение не допустимо.

Подробности утраты: https://t.me/ozp_oldspb/509