Что скрывает неприметный исторический дом на Черной речке

С начала 2023 года я стала волонтером в «Лаборатории мониторинга исторической застройки». Рекомендую этот проект всем, кто интересуется градозащитной и краеведческой тематикой. Сегодня хочу поделиться своими изысканиями об одном неприметном доме в Приморском районе, которым я занималась в рамках «Лаборатории».

Фото 1. Март 2023 г.

По адресу Белоостровская ул., 19Д стоит скромный, завешанный сеткой 4-этажный дом. К нему примыкает забор, сегодня это территория АО «Третий парк». Казалось бы, дом как дом. Но не все так просто.

Начнем с данных спутника. На фото 2 видно, что здание в плане имеет ромбовидную форму. Причем соседнее здание по Белоостровской ул., 23 – тоже со скошенными углами. Согласитесь, для такой своеобразной формы должна быть весомая причина. И я ее нашла.

Фото 2. Белоостровская ул., д. 19Д и 23, вид со спутника.

Дело в том, что территория от Белоостровской 19Д до Белоостровской 23 когда-то была единым участком. Позднее его поделили аж на 4 части. Но причем тут скошенные углы? А при том, что границы участка подходили к улице не перпендикулярно, а наискосок. Не под прямым углом, а под острым. Посмотрите на схему на фото 3 и все сразу станет понятно.

Фото 3. Примерная схема границ участков 21, 21а, 21б, 21в по Языкову переулку (ныне — Белоостровской улице).

Что касается нашего ромбовидного домика, то расследование касаемо года его постройки чуть было не зашло в тупик. Но что-то удалось раскопать. Раньше дом по Белоостровской 19Д имел другой адрес, Языков переулок, д. 21. Так было до 15 декабря 1952 года, собственно, до переименования улицы в Белоостровскую. 

Исходя из информации о владельцах дома 21 по Языкову переулку можно сделать предположение, что здание, сохранившееся до наших дней, было построено в 1916 году. Обратите внимание на фото 4. На участке, находившемся во владении у Матвеевой Марии Андреевны, в справочнике «Весь Петроград» за 1914-1915 гг. года указано, что территория носила статус «п. м.» — пустопорожнее место. В справочнике за 1916 г. видно, что данный участок уже был застроен. Но для установления года ввода в эксплуатацию этого, конечно, недостаточно. Что говорят архивные чертежи по этому поводу?

Фото 4. Справочник «Весь Петроград» за 1914-1916 гг. Владельцы участков по Языкову переулку 21, 21а, 21б, 21в.

Увы, в архиве, в фонде с чертежами фактически построенных зданий, не нашлось нашего дома. Хотя в другом фонде с утвержденными проектными чертежами нашлось дело по Языкову переулку 21 (нынешняя Белоостровская 19Д). Правда есть нюансы.

Фото 5. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп.102. Д.3149. Планы.

Форма здания в плане по Языкову пер. 21 в архивных чертежах представляет собой ромб (фото 5), что соответствует нашему дому (фото 2). Количество окон на одном этаже здания по Языкову пер. 21 в архивном деле составляет 9 шт (фото 6), что так же соответствует нашему дому (фото 7). Однако, не совпадает этажность и отделка фасада.

Фото 6. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп.102. Д.3149. Главный фасад.
Фото 7. Общий вид. Около 2009 г.

Конечно, железными аргументами в пользу того, что наш дом дореволюционный, были бы чертежи фактически построенного здания. Но что-то мне подсказывает, что дело было утеряно, причем по одной или сразу по обеим причинам. Злой умысел. И примета времени. Полагаю, здание могли закончить в 1916 (см. фото 4), когда страна была на пороге революции 1917 года. Вероятно, работа ведомств, куда сдавались чертежи, могла вестись с перебоями. Смутным временем перед великой февральской можно так же объяснить и уменьшенную этажность, и гораздо более скромный фасад. Экономия.

Сегодня состояние дома при визуальном осмотре снаружи можно охарактеризовать как… постепенно стремящееся к аварийному. Особенно если сравнивать с более ранними фото, начиная с 2009 года (фото 8). В здании есть свет, кровля на месте. Уже не плохо. Но перейдем к тревожным моментам. 

Фото 8. Левый верхний угол южного фасада здания. Трещины в кладке, отсутствие фасадной штукатурки, элемента карниза и водосточной трубы.

С южного (главного) фасада видны трещины в кладке, частичная утрата карниза и отсутствие фасадной штукатурки (фото 9).

Фото 9. Трещины в кладке, отсутствие карниза и фасадной штукатурки.

Добавим к этому две отсутствующие водосточные трубы (фото 10) и станет понятно: осадки стекают прямо по фасаду, особенно там, где нет карниза у кровли. Нарушенный водоотвод, разумеется, влияет на состояние кладки фасадной стены. А если предположить, что нарушена отмостка фундаментов (не смогла ее разглядеть за сеткой и заборами), то можно представить, насколько поражена фасадная стена биологией и сыростью.

Фото 10. Главный фасад. 2009 и 2023 гг. Отсутствуют водосточные трубы.

Остается надеяться, что АО «Третий парк», которое в 2022 году получило здание в собственность, уже готовит проект капитального ремонта и работы вот-вот начнутся. Но меня, если честно, терзают смутные сомнения…

Анна Маркова, автор блога past_reuse

Фото на заставке: между 1945-1952 гг.