Дореволюционные корпуса завода «Тюдоръ» заслуживают статус памятника

Петербургский аккумуляторный завод «Ригель» планирует отдать часть своей территории под строительство жилого комплекса. КГИОП уже одобрил проект застройки. Однако под угрозой сноса может оказаться дореволюционный комплекс завода «Тюдоръ», не имеющий даже статуса выявленного объекта культурного наследия. Чем же интересен этот комплекс и почему он может претендовать на статус памятника?

Завод «Ригель» был основан люксембургским изобретателем Генри Тюдором в 1897 году, как Акционерное Общество Русских Аккумуляторных заводов «Тюдоръ». Это был первый аккумуляторный завод в России и филиал главного завода в Берлине. Комплекс исторических корпусов был построен в 1900 – 1913 годах близ реки Карповки в Сурском переулке и состоял из 10 краснокирпичных корпусов с водонапорной башней.

Уникален этот завод не только как первопроходец аккумуляторной отрасли в России, но и своими научными достижениями. Например, аккумуляторами «Тюдоръ» в 1905 году снабжались русские подводные лодки «Щука» и «Пескарь». Также завод «Тюдоръ» был поставщиком для автомобильного парка Императора Николая II. Не говоря уже о многочисленных научных заведениях. В 1919 году завод национализирован и впоследствии неоднократно менял название, но при этом остался головным предприятием в отрасли. В 1924 году при заводе открыта лаборатория, которая стала крупнейшим отраслевым институтом НИАИ «Источник». С 1930 по 1980 годы завод расширялся. Исторический «Тюдоръ» обхватывается кольцом советских корпусов в границах ул. Профессора Попова, ул. Даля и набережной речки Карповки. Часть ул. Грота и Сурский пер. становятся внутризаводскими улицами и пропадают с городских карт. Так исторический комплекс оказался спрятан от глаз горожан в самом центре территории.

Завод внёс большой вклад в отечественную науку. С 1930 по 2005 годы заводом были освоены и выпускались щелочные, никель-железные, серебряно-цинковые, литий-ионные и другие виды аккумуляторов различного назначения для военной и гражданской техники и транспорта. Говоря об архитектурной ценности исторической части завода можно сказать, что этот комплекс является ярким образцом дореволюционной промышленной архитектуры Петербурга. В частности протяжённый южный корпус (корпус №2 по заводской нумерации) был вписан в изгиб Сурского переулка и сегодня является напоминанием этого утраченного исторического топонима-годонима. Аналогично и с западным корпусом (корпус №1 по заводской нумерации), который сформировал периметр комплекса по линии ул. Грота. Надо отметить, что большинство дореволюционных фабрик имели отличное друг от друга оформление фасада и в частности наличника и надоконной перемычки. Так у корпусов «Тюдоръ» свой неповторимый узор оконного наличника. Этот замысел промышленных зодчих был не случаен. По оформлению фасада, узора наличника и перемычек можно составить целый каталог. У «Тюдоръ» свой узор наличника, у «Треугольника» свой, у «Торнтон» свой… Поэтому высказывания «промышленная архитектура на одно лицо» это позиция дилетанта. Все эти дореволюционные фабрики и заводы уникальны, ценны и заслуживают сохранения. Доминантой комплекса «Тюдоръ» является водонапорная башня, которая так же имеет собственное уникальное архитектурное исполнение. У того же «Треугольника» пять водонапорных башен и ни одна не повторяется, все с оригинальным архитектурным оформлением.

Разберём подробнее текущую ситуацию с историческим комплексом «Тюдоръ». На территории участка по адресу ул. Профессора Попова, 38 лит. И (корпус №11 по заводской нумерации), расположено здание бывшего Александровского приюта для арестантских детей. Официально приют открылся в 1869, в год пятидесятилетнего юбилея Общества попечительного о тюрьмах. На нынешней территории это единственное здание, перешедшее в состав строящегося завода. Это исторически трёхэтажное здание надстроили четвёртым этажом в 2015 году.

Комплекс исторических корпусов завода «Тюдоръ» сегодня объединены под адресом улица Профессора Попова, 38. Это корпуса 1900–1913 годов постройки. В состав исторического комплекса входят корпуса по заводской нумерации: корпус №1 (1900-1913 гг. постройки. Состоит из трёх частей разной этажности. Северная часть в 4 этажа без поздних надстроек, центральная часть в 4 этажа без надстроек, южная часть в 1 этаж с советской надстройкой ещё 2 этажей); корпус №2 (1913 г. постройки. Состоит из двух частей. Восточный изгиб в 3 этажа без надстроек, протяжённая центральная и западная часть в 2 этажа с надстроенным третьем этажом вероятно ещё до 1917 года); корпус №3 (1900-1913 гг. постройки. Здание в 2 этажа с частично утраченной крышей); корпус №4 (1913 г. постройки. Состоит из трёх частей 1-2 этажности с советской надстройкой в южной части); отдельно стоящий корпус №5 (1900 г. постройки. Арх. Петров А.Г. и Сосков А.П.); отдельно стоящий корпус №6 (1893 г. постройки. Арх. Бенуа Л.Н.); корпус №17 и №37 (1900-1913 гг. постройки. Здание в 2 этажа с советской надстройкой третьего этажа); корпус №23 (1900-1913 гг. постройки. Здание котельной в 1 этаж с дымовой трубой. Снесено в 2020-2021 году); корпус водонапорная башня (1900-1913 гг. постройки. С советской надстройкой смотровой площадки). Надо отметить, что имеющиеся надстройки у части корпусов не искажают исторический облик до неузнаваемости и при необходимости могут быт просто разобраны. Технически это не сложная задача и примеров тому не мало. Главное, что сохранена аутентичность и целостность комплекса.

На сегодняшний день завод носит название «АК «Ригель». Довольно большая часть площадей, в т.ч. в исторических корпусах, сдаётся в аренду разным организациям. Однако согласно сайту компании АО «АК «Ригель» предприятие и институт продолжают свою работу по выпуску аккумуляторной продукции на прежнем месте по адресу ул. Проф. Попова, д. 38. В 2020 году заводом принята «Стратегия развития компании в связи с приходом новых стратегических инвесторов».

Учитывая историческую, научную, культурную и архитектурную значимость исторического комплекса «Тюдоръ», статус памятника регионального значения был бы оправдан и справедлив. Утрат таких памятников быть не должно.

Александр Треугольников. Фото автора.