«Красное знамя» не должно стать инвалидом

Недавно появилась информация о том, что часть фабрики «Красное знамя» на Пионерской улице хотят снять с охраны. Речь о так называемой второй площадке бывшего ЛПТО «Красное знамя» или как её ещё называли работники фабрики – «Новая фабрика», более известный как архитектурно-промышленный комплекс немецкого архитектора Эриха Мендельсона. Данный комплекс состоит из Силовой станции и главного производственного корпуса по улице Пионерская д. 53Ф и 53 соответственно.

Мендельсон архитектор с мировым именем. «Новая фабрика» выполненная в стиле конструктивизм является единственным в России реализованным проектом Мендельсона. Поэтому этот комплекс можно считать уникальным. Это ярчайший образец раннего советского промышленного конструктивизма. Значимость комплекса подчёркивалась и тем фактом, что фасад здания силовой станции украшал многие путеводители по Ленинграду.

Путеводитель по Ленинграду 1933 г. и «Силовая подстанция», 1930-е гг.

Проект Мендельсона разработанный в 1925 году представлял собой полноценный промышленный комплекс и включал в себя энергетическую, производственную и административно-бытовую составляющие. Проект подвергся критике и доработкам. К 1927 году Мендельсон завершил своё участие в проекте. В итоге комплекс строили в два этапа. По распространённой версии с 1926 по 1929гг – строительство «Силовой станции», 2\3 главного корпуса, отбельный и красильный корпуса и с 1934 по 1937гг – оставшаяся часть главного корпуса и набивочный (чулочно-красильный) корпус.

Модель фабрики и план-схема фабрики, 1925 г.

Как сообщает Интернет СМИ «Канонер», у «Новой фабрики» появился новый владелец – « группа AAG». Группа в лице ООО «Коммендантский 9» заказала историко-культурную экспертизу, которая обосновывает отсутствие ценности у чулочно-красильного цеха и юго-западной части Главного трикотажного цеха. Экспертиза проводилась с 02 июля 2020 года по 20 января 2021 года. Работу выполнял эксперт Максим Филипович, ген. директор ООО «Союз Экспертов Северо-Запада». Эксперт довольно подробно рассматривает исторические материалы с целью установления этапов и хронологических рамок строительства корпусов «Новой фабрики». В результате анализа, Филипович приходит к выводу, что 1\3 (южная часть) главного корпуса и чулочно-красильный корпуса построены в период между 1940 и 1954 годами. Кроме архивных документов эксперт приводит различные карты, планы Ленинграда и топосъёмку ТГРИИ. А так же ряд архивных фотографий. Однако установить точную, достоверную датировку большого ряда приведённых материалов практически невозможно. Это касается, например, архивных фотоматериалов. Что касается приведённых планов Ленинграда, то они предназначались для использования широкими слоями населения и зачастую не содержали точной и подробной прорисовки существующих зданий и строений, особенно в промышленных зонах. А там, где содержали, зачастую не соответствовали действительности на момент печати плана.

Актуальность графики на этих планах порой не уточнялась годами, и планы продолжали переиздавать с устаревшими данными. Отчасти это касается и топосъёмки. Что касается архивных документов, то и тут возникают сложности. Далеко не всегда на хранение в государственный архив поступали полные сведения. То есть, если мы не смогли найти в архиве некой информации, то это не значит, что её вовсе нет. И тем более было бы ошибочным делать предположения о датировках, аргументируя это отсутствием архивных сведений. В итоге складывается впечатление, что эксперт делает свои выводы лишь на основе материалов, которые ему удалось найти. Таким образом, Филипович рекомендует скорректировать границу территории ОКН, исключив из неё 1/3 комплекса.

Проект плана границ территории по экспертизе М.Филиповича (2021 г.) и план границ выявленного объекта культурного наследия 2008 г.

Замечу, что в 2008 году распоряжением об утверждении плана границ территории выявленного объекта культурного наследия «Комплекс построек фабрики «Красное знамя» под охрану были взяты все корпуса.

Сейчас КГИОП рассматривает экспертизу Максима Филиповича. Я считаю, что экспертное сообщество комитета должно критически и более внимательно отнестись к рассмотрению обоснований к исключению части комплекса из границ памятника. Приведённые экспертом материалы должны быть тщательно проверены на предмет установления истинной датировки. В связи с тем, что Филипович указывает столь большой хронологический период строительства второй очереди комплекса – с 1940 по 1954гг., считаю важной задачей максимально сузить и уточнить датировку на основе достоверных сведений.

Приведу несколько цитат из книжки А.Е.Сукновалов «Фабрика «Красное знамя», очерки истории. 1968г., Лениздат. в части строительства «Новой фабрики»:
1930й год: «На новой фабрике работали красильный, отбельный, мерсеризационный, ворсовальный, формировочный и центрально-браковочный цехи; здесь же находились трикотажно-швейный цех, база Союзтрикотажа и ТЭЦ». [Сукновалов А.Е. Фабрика «Красное знамя» : очерки истории. Л., 1968. С. 218.]

«В 1934 году Главное управление трикотажной промышленности СССР утвердило проект второй очереди реконструкции фабрики и нового строительства, на что было запланировано ассигновать свыше 9 млн. руб. Намечалось расширение новой фабрики, продолжение большого хозяйственного и культурно-бытового строительства, дополнительное снабжение фабрики новым оборудованием. Работы по этому плану были начаты ещё в конце 1934 года и проводились в течение 1935 и 1936 годов.» [Сукновалов А.Е. Фабрика «Красное знамя» : очерки истории. Л., 1968. С. 230.]

Становится ясно, что вторая очередь строительства продолжалась в т.ч. и в 1936г. Однако в книжке Сукновалова не уточняется, что именно в итоге было построено. Поэтому этот источник можно использовать лишь как косвенную информацию.
Я уже говорил, что установить точную датировку архивного фотоматериала довольно сложно. Так же невозможно определить достоверность графической информации в планах Ленинграда разных лет. Я с этим неоднократно сталкивался по бывшему заводу «Красный треугольник» и некоторых других старых фабрик. Наиболее достоверным в этом отношении можно считать лишь внутризаводские планы и схемы, имеющие датировку и точное графическое отображение существующих объектов. В связи с этим, не имея в данный момент доступа к архивным документам, могу привести лишь два наиболее достоверных источника, доступные всем в сети Интернет. Это открытка 1931 года с видом на комплекс первой очереди строительства и немецкую аэрофотосъёмку Ленинграда 1942 года.

Опорная схема очередей строительства гл. корпуса и открытка 1931 г.

Немецкая аэрофотосъёмка Ленинграда 1942 года. Источник: etomesto.ru

Таким образом, становится совершенно достоверно понятным два факта. 1. До 1931 года вторая очередь строительства не была начата. 2. В 1942 году вторая очередь строительства была завершена. Данная немецкая аэрофотосъёмка имеет датировку и достоверное графическое содержание, из которого чётко видно, что вторая очередь к этому моменту завершена. Таким образом, я предполагаю, что комплекс был достроен не позднее 1942 года в том виде, в котором он существует и сегодня.

Конечно, можно и нужно максимально детально исследовать все имеющиеся архивные документы, произвести натурный осмотр здания широким независимым кругом специалистов, с целью ещё более сузить хронологические рамки строительства второй очереди. Но одно ясно наверняка – между первой и второй очередью строительства как минимум 13 лет. Но разве это может являться серьёзным аргументом для сокращения охранной границы здания? Ведь вторая очередь строительства выполнена максимально приближенно к исходному проекту архитектора Мендельсона. Единственное что мы можем визуально заметить, так это то, что чулочно-красильный корпус выполнен укороченным. При этом основной замысел, архитектурный стиль, конструктивные решения, оформление фасадов и объёмов соответствует задумке и проекту автора. Думаю, современные, так называемые «воссозданные» памятники, имеют куда меньшую историческую ценность, чем дошедший до нас комплекс Мендельсона, пусть даже достроенный в 1940-х годах. И сегодня автор новой экспертизы предлагает КГИОПу лишить часть комплекса статуса памятника, а значит сделать возможным в перспективе и снос этой части. Зачем же делать из памятника калеку?
В защиту предлагаемой к исключению из состава объекта культурного наследия части комплекса так же хотелось бы привести ещё один факт. На первом этаже в торцевой части главного корпуса (юго-западная часть), которая выходит на улицу Пионерская, находится историческая химическая лаборатория. Историко-культурная значимость этой лаборатории заключается в том, что в ней до сих пор сохранились исторические деревянные буфеты, выполненные по спец. заказу для фабрики. Кроме этого на втором этаже в этой же части здания находятся три вязальных станка «кругового трикотажа» для производства тельняшек. А на третьем этаже располагался архив выкроек модельного ряда продукции фабрики.

Помещение хим. лаборатории с историческими буфетами по спец. заказу.

Станки кругового трикотажа и архив выкроек продукции фабрики

Фото Александра Треугольникова

В конце хотел бы обратиться к экспертному сообществу и КГИОП. Мы все знаем и понимаем, что приспособление объекта культурного наследия в современных реалиях зачастую возможно лишь в компромиссе между инвестором и комитетом. К сожалению, результат этого компромисса зачастую крайне не выгоден для памятника. Например, ситуация с особняком Эрнеста Игеля, где инвестору на условиях реставрации особняка был отдан прилегающий участок земли. В результате там появились новостройки, а особняк так и продолжает разрушаться. Другой пример чуть более позитивный. На территории «Новой фабрики Красное знамя» построен жилой комплекс «Мендельсон». При этом застройщик выполнил ремонт ОКН – «Силовая станция» фабрики. Ещё один относительно неплохой компромисс это реконструкция «Старой фабрики Красное знамя», ранее фабрика В.П. Керстен, где на условиях ремонта главного производственного корпуса под бизнес центр, была снесена историческая котельная во дворе. Очевидно, с целью устройства в дальнейшем там автопарковки. Но неужели нельзя прийти к более созидательному компромиссу? Почему в угоду инвестора мы всё чаще частично или полностью теряем наши памятники – достояние всей страны и народа. Именно от вас сейчас зависит, будет ли сохранено или уничтожено это достояние для потомков и нас с вами.

Александр Треугольников. Фото автора.