Памятники — инвестиционный потенциал Петербурга

С 2 по 5 июня 2021 года в Санкт-Петербурге будет проходить XXIV Петербургский Международный Экономический Форум (ПМЭФ). Это крупное экономическое событие очень важно для нашего города с точки зрения привлечения инвестиций как отечественного, так и зарубежного бизнеса в развитие исторической городской среды.

Мы знаем не мало успешных инвестпроектов, реализованных в том числе в бывших промышленных зонах «Серого пояса» Петербурга. Речь, в том числе о тех проектах, которые удалось воплотить на объектах культурного наследия, которыми так богат наш город. Так, наиболее удачными сегодня смотрятся «Новая Голландия», лофт пространства «Севкабель порт» и «Этажи», «Газгольдер Планетарий №1», корпуса бывшей «Трикотажной фабрики Керстена» и многие другие.

Перечисленные примеры являются объектами культурного наследия и имеют определённые обременения. Однако эти обременения не помешали инвесторам реализовать столь разные по функции проекты редевелопмента. Бывшие промышленные объекты-памятники на деле оказались приспосабливаемы практически под любые функции. Это не только офисы и склады, но и творческие мастерские, малые и средние производства, выставочные площадки, лектории, клубы, магазины, различные спортивные площадки и даже самый большой в мире планетарий.

Сложно придумать функцию, которую нельзя было бы реализовать в бывших промышленных объектах. Эти яркие примеры показали нам, что город может развиваться, не теряя своё историческое и культурное наследие, а выгодно используя его потенциал. Предстоящий экономический форум может вдохнуть новую жизнь и в другие бывшие промышленные объекты-памятники нашего города. О двух таких уникальных памятниках завод «Красный треугольник» и мясокомбинат им. С.М. Кирова «Самсон», хотелось бы рассказать подробнее.

В чём же уникальность, архитектурная ценность и историческая значимость этих объектов для нашей страны? В чём их инвестиционный потенциал для города? Сперва стоит сказать, что эти объекты являются особо значимыми образцами промышленной архитектуры Петербурга, которые необходимо спасать как можно быстрее. Они имеют статус «выявленных объектов культурного наследия». Но до сих пор не обрели новую жизнь и медленно разрушаются.

Бывшее ЛПО «Красный треугольник» основано в 1860 году гамбургским подданным немецкого происхождения Фердинандом Краузкопфом, как Российско-Американская резиновая мануфактура под фирмою «Треугольник». За первые 60 лет фабрика стала не только самым крупные предприятием резиновой промышленности в мире, но и самым богатым в России. А в формировании его архитектурного комплекса принимали участие известные архитекторы Генрихсен Р., Юргенс Э., Гедике Р., Шерцер Ф., Гельман Е., Витте Оскар О., Серк Л., Кржижановский Е.

В советское время предприятие сохранило лидирующие позиции, значительно расширилось, нарастило объём и ассортимент продукции. На сегодняшний день это практически единственный столь крупный промышленный исторический комплекс середины XIX века в России, сохранившейся почти в первозданном виде, со 160 летней историей. Предприятие состояло из нескольких заводов на одной площадке по адресу наб. Обводного канала д. 134-136-138 и 148-150. Из сохранившихся и работающих заводов бывшего объединения можно упомянуть Асбестовый завод и Шинный завод, которые так же возникли ещё до революции. Дом 148 и 150 — бывший завод «Металлист», в котором теплится жизнь в виде аренды под офисы и разные производства. Дом 136 и 138 — бывший головной «завод РТИ» объединения, который был ликвидирован в 2002 году, но получил новую жизнь. Сейчас там деловой комплекс с множеством функций от офисной до спортивной. Пожалуй, лучший пример реновации объекта-памятника частным инвестором на данной промышленной территории. А вот дом 134 это бывший «завод Резиновой Обуви» в составе объединения, ликвидированный в 2005 году. Это целых два двора корпусов-памятников постройки 1880-1917 годов в государственной собственности.

С 2005 года они не используются и медленно разрушаются. Инвестиционный потенциал этих неиспользуемых корпусов не только в хорошей шаговой транспортной доступности (две станции метро, магистраль и близость к порту) и потрясающей аутентичной архитектурной атмосфере места, но и в универсальности приспособления площадей к практически любым функциям. В этих корпусах множество лестничных клеток и лифтовых шахт. Корпуса соединены переходами, что удобно для перемещения в любое время года. Территория дворов позволяет разместить зоны автопарковки. Приемлемая и экономически обоснованная высотность корпусов в 4-5 этажа. Все корпуса выполнены огнестойкими и не имеют сгораемых конструкций. Верхние этажи имеют большие открытые пространства без перегородок, что позволяет разместить на них спортивные площадки разного назначения. Нижние этажи так же не имеют перегородок и могут быть оборудованы под офисы, мастерские, студии, склады и производства. Кроме этого корпуса имеют частый оконный ряд на всех этажах, что так же значительно расширяет возможности приспособления. Объекту повезло и с развитыми энергетическими и инженерными сетями. Степень аварийности неиспользуемых корпусов на данный момент не критическая и может быть устранена за счёт относительно небольших инвестиций.

Немного меньше повезло бывшему ЛМК им. С.М. Кирова «Самсон» на Московском шоссе д. 13. Однако и у этого объекта есть свои преимущества. ЛМК им. С.М. Кирова построен в 1933 году под руководством архитектора Ноя Троцкого по образцу чикагских скотобоен. Комплекс состоит из четырёх корпусов, соединённых переходами, и корпуса ТЭЦ. Корпуса выполнены посредством рамных железобетонных конструкций оригинальной формы с шлакоблочным заполнением.

Архитектурной доминантой комплекса стал шестиэтажный корпус холодильно-колбасного цеха с 42 метровой водонапорной башней. В 1936 году у главных ворот установили двух бронзовых быков 1827 года скульптора Демут-Малиновского, перенесённых сюда от скотопригонного двора на наб. Обводного канала.

Комплекс был отмечен золотой медалью на парижской Всемирной выставке 1937 года. В советское время мясокомбинат был крупнейшим в городе и одним из крупнейших в стране. В 1992 году акционировался под названием «Самсон». Но проработал не долго. Уже в 2000 году был признан банкротом.

В 2001 году корпуса получили статус выявленного объекта культурного наследия, а бронзовые скульптуры быков статус памятника федерального значения. Это уникальный для нашего города сохранившийся ранний образец промышленного конструктивизма.

На сегодняшний день основа комплекса из четырёх производственных корпусов с переходами не используется и медленно разрушается. В отличии от «Красного треугольника», где корпуса разрушаются преимущественно от рук мародёров, которые срезают на металл несущие конструкции, корпуса «Самсона» наиболее подвержены разрушению от естественных природных воздействий – влаги и сырости. Железобетонный каркас активно разрушается, трескается и отслаивается бетон, арматура подвергается коррозии, шлаковое заполнение выпадает.

Из преимуществ комплекса можно отметить выдающийся архитектурный облик, шаговую транспортную доступность к метро, шоссе и близость к аэропорту. Как и у всех промзон присутствуют развитые энергетические и инженерные сети. Комплекс не стеснён прилегающей застройкой и имеет большие площади для новых объектов инфраструктуры и зон парковки автотранспорта, но страдает от нехватки оконных проёмов в виду технологической специфики бывшего производства.

Например, корпус-холодильник практически не имеет окон, но при этом имеет высокие этажи большого объёма. Этот корпус мог бы стать крупным складским объектом. При этом во всех корпусах довольно много лестничных клеток и лифтовых шахт. В тоже время в корпусе «утиль завод» имеются помещения огромной открытой кубатуры в несколько этажей. В этих помещениях, к примеру, можно устроить крупный скалодром и батутный или выставочный центр. В «убойно-разделочном» корпусе и корпусе «лайфстаг» окна присутствуют в достатке. Там могут разместиться производственная и даже офисная функция. Кроме этого корпус «лайфстаг» имеет широкую винтовую лестницу-пандус с небольшим углом восхода с первого по верхний этаж. Прежде по этому пандусу загоняли скот на этажи. В современном варианте этот пандус может использоваться для заезда на этажи корпуса мото- и даже автотранспорта. Что выглядит особо заманчиво для размещения в этом корпусе, например, мотоклуба или полигонов для активного вида спорта.

На предстоящем ПМЭФ «Красный треугольник» и «Самсон» могут стать настоящей инвестиционной находкой. Городу стоит приложить усилия для достижения этой цели.

Александр Треугольников. Фото автора.