Проверьте свои знания в вопросах петербургской градозащиты.
ПОЯСНЕНИЯ К ОТВЕТАМ
(чур, не подглядывать! читать только после прохождения теста!)
№ 1.
1. Стройнадзор – Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга. Помимо надзора занимается также выдачей разрешения на строительство объектов капитального строительства.
2. ВООПИиК – Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Общественная организация, учрежденная еще в 1965 году и занимающаяся охраной, восстановлением и популяризацей памятников истории и культуры.
✓3. КГИОП – Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Именно он занимается государственной охраной памятников.
4. Петергорнаследие – такого учреждения не существует.
№ 2.
На учете в Комитете по охране памятников более восьми тысяч объектов.
- Список объектов культурного наследия федерального и регионального значения в Петербурге >>> перейти
- Список выявленных объектов культурного наследия >>> перейти
№ 3.
Петербургский закон №820-7 запрещает снос исторических зданий (построенных до 1917 года), за исключением разборки аварийных конструкций. В случае разборки требуется восстановить внешний облик здания, формирующего уличный фронт застройки. Такое восстановление производится в соответствии с заключением КГИОП. Полный текст закона >>> перейти
Однако не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Понятие «аварийности» в законе не прописано, и застройщики часто пользуются возможностью «разобрать аварийные конструкции» – и полностью уничтожают историческое здание. К тому же КГИОП имеет возможность согласовать «локальные изменения» внешнего вида восстановленного здания. Подробнее об этом читайте в статье Татьяны Лихановой.
№ 4.
1. Силовая подстанция фабрики «Красное знамя» (1925-1926, арх. Эрик Мендельсон) на Пионерской улице признана объектом культурного наследия регионального значения еще в 2009 году. Тем не менее в 2017 рядом на прилегающей территории началось строительство жилого района, и новая девятиэтажка уже изуродовала вид на памятник.
✓2. Блокадная подстанция (1932, арх. Р. Н. Коханова), благодаря которой весной 1942 года в Ленинграде пошли трамваи. В 2009 здание разрешили снести по апарт-отель. Борьба за сохранение подстанции шла последние 7 лет. В 2016 году, наконец, удалось поставить здание под охрану и не только сохранить памятник, но и спасти набережную Фонтанки от очередного новодела.
3. Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» (1930–1931, арх. Яков Чернихов) на Васильевском острове – замечательный пример советского конструктивизма. С 2014 года – объект культурного наследия регионального значения. Разрушается. Рядом идет строительство жилого района.
№ 5.
Правильный ответ – здание новой сцены Мариинского театра. Оно не попало в список «градостроительных ошибок», хотя бóльшую ошибку для исторического города трудно себе представить. Постройку не внесли в список потому, что «предложение сочли заведомо непроходным, более того – опасным для всего законопроекта в целом: ведь его предстояло подавать на согласование в Минкульт, который и выступал заказчиком второй сцены». Читайте подробную статью Татьяны Лихановой о «диссонирующих объектах».
№ 6.
Чайником называют здание банка «Санкт-Петербург» на правом берегу Невы, построенное в 2011 году на бывшем кладбище архитектурным бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Летающей тарелкой – здание Невской Ратуши, построенное в 2010-2016 годах тем же архитектурным бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Рогалика в городе пока нет.
Крабом называют пешеходный переход над перекрестком проспекта Славы и Будапештской улицы.
№ 7.
Мефистофель был сбит 26 августа 2015 года. Полиция нашла исполнителя – промышленного альпиниста Константина Исакова. С земли ему помогал бездомный Василий Щедрин, которого оскорбило соседство храма и горельефа. Вызвал машину и вывез гипсовые осколки «случайно» проходивший мимо муниципальный депутат «Аптекарского острова» и глава исполкома Петроградской «Единой России» Андрей Бреус.
Бездомный Василий и альпинист Константин были признаны виновным, приговорены к штрафу, уголовное дело закрыто. Штраф Василий Щедрин оплатил – перевел на счет Комитета по охране памятников, у которого нет полномочий распоряжаться этими средствами. «Мы можем только вернуть деньги отправителю» – сообщили в КГИОПе.
Спустя полтора года горельеф так и не восстановлен.
Подробности можно прочесть, например, здесь и здесь.
№ 8.
В КГИОП писать более или менее бесполезно – во-первых, здание не обязательно будет памятником (КГИОП отвечает только за памятники), во-вторых, вам скорее всего ответят, что здание не стоит в планах на реставрацию. Увы.
Имеет смысл написать в ГАТИ – государственную техническую инспекцию (сайт: gati-online.ru; адрес: gati@gov.spb.ru). В их полномочиях – привлечь владельца здания к административной ответственности и огородить опасный участок. Правда, это займет какое-то время. Вот пример ответа из ГАТИ.
Город нуждается в специальной службе, которая оперативно реагировала бы на такие случаи. Пока ее нет.
№ 9.
Да, видно. На картинке, сопровождающей вопрос, Лахта-центр торчит чуть левее Петропавловского собора.
№ 10.
В 1825 году инженер Гурьев придумал мостить улицы деревянными шестиугольными шашками – торцами. По способу Гурьева был вымощен Невский проспект и некоторые другие улицы, а также часть Дворцовой площади. Во время наводнения 1924 года мощение торцовой мостовой Нева унесла в залив. Оно не было восстановлено.